Взгляды зарубежных специалистов на боевые экраноппаны
Высказывания ряда зарубежных специалистов (А. Липпиша, В. Корягина, Д. Мак-Мастерза), а также направлеииость и характер разработок боевых экраиоплаиов позволяют составить достаточно полное представление об оперативно-тактических особенностях экраиоплаиов и их преимуществе перед кораблями других типов (водоизмещающими, глиссирующими, КПК и КВП).
Основными достоинствами экраиоплаиов считаются:
значительно более высокая скорость движения;
амфибийность, т. е. возможность передвигаться ие только по воде, ио и по суше;
неуязвимость от мииио-торпедиого оружия;
полет в отрыве от опорной поверхности и иа очень малой высоте (вблизи водной поверхности).
По мнению зарубежных специалистов, экраиопланы могут достичь скорости 370—560 км/ч, т. е. быть на порядок выше скорости водоизмещающих судов, в 4—6 раз превзойти скорость глиссирующих катеров и кораблей на подводных крыльях (КПК) и в 3—4 раза скорость перспективных кораблей иа воздушной подушке (КВП). Преимущество кораблей-экранопла — иов в скорости является важным оперативно-тактическим достоинством их, впрочем, как и любого носителя оружия или боевой техники (самолета, тайка и т. д.), независимо от боевого предназначения.
Высоко оцениваются зарубежными военными специалистами амфибийные качества экраиоплаиов, которыми помимо них обладают лишь КВП с полным отрывом от воды (т. е. с сопловой или камерной схемой образования подушки).
Учитывая весьма высокую скорость движения экраиоплаиа на расчетном режиме околоэкраниого полета и сравнительно небольшие возмущения, передаваемые им в толщу воды, считают, что вероятность его поражения миино-торпедным оружием пренебрежимо мала. Подобным качеством помимо экраиоплаиов из известных типов кораблей обладают лишь КВП с полным отрывом от воды, правда, в значительно меньшей степени.
По мнению зарубежных военных специалистов, трудно переоценить такое качество экраиоплаиов, как их способность лететь в отрыве от воды и суши. Оно существенно расширяет бое-
вые возможности этих аппаратов для нанесения удара по цели, при передислокации, облегчает решение проблемы тылового обеспечения (ремонт, снабжение) н т. д.
Не меиее важным тактическим свойством рассматриваемых аппаратов считается полет на предельно малой высоте, который затрудняет своевременное обнаружение их корабельными средствами (в том числе н РЛС) для приведення в состояние боевой готовности огневых средств ПВО и отражения удара.
Отмеченные преимущества кораблей-экраиопланов перед другими типами кораблей, по мнению зарубежных специалистов, могут быть наиболее полно использованы при создании авианесущих, ударных, противолодочных, патрульных и траи — спортио-десаитных кораблей.
В зарубежной печати подчеркивалось, что создание кораблей указанных классов в виде экраиопланов резко повысит их боевую эффективность й существенно расширит круг решаемых задач. Это в свою очередь повлияет на оперативно-тактическое использование кораблей упомянутых классов в различного вида операциях.